Ярославский государственный технический университет

АЛГОРИТМ Литературного оформления дипломной работы (проекта). 

Как написать псевдонаучную работу?

 

общие положения

            Основные требования к структуре и оформлению пояснительной записки по дипломной работе (проекту) изложены в "Методическом указании по дипломному проектированию".

 

 

 Как написать введение?

            Введение - наиболее строго структурированная часть пояснительной записки. Фактически введение дает общую характеристику проделанной работы.

Введение начинается с обоснования актуальности работы, а точнее - с обоснования необходимости и своевременности дальнейшего изучения предмета исследования. Актуальность темы в прикладном аспекте раскрывается через описание ряда практических задач (проблем), имеющих место в экономической, управленческой, производственно-технологической, социальной или какой-либо иной области. Изложение, как правило, ведется по схеме "от общего к частному" (от общероссийских, общеотраслевых проблем к более узким, специализированным проблемам). Например:

"В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в формировании новых структур и механизмов управления. Большинство крупных отечественных промышленных предприятий, располагавших налаженной системой производственно-хозяйственной деятельности, планирования и учета, оказались неспособны адекватно и осознанно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды в силу неразвитости рыночных инструментов гибкого, адаптивного управления".

Актуальность в научно-методическом аспекте раскрывается через демонстрацию недостаточной разработанности темы в научной литературе. Актуальность может также проявляться в несоответствии каких-либо методик текущим условиям (например, недостаточной адаптацией западных подходов к российским реалиям), устаревании методик. Например:

"Несмотря на значительный объем работ, затрагивающих различные аспекты управления на промышленных предприятиях, целый ряд теоретических и практических вопросов, связанных с данной проблемой, остаются дискуссионными и требуют дополнительного изучения. Так, например, недостаточно разработаны методы адаптивного регулирования параметров управленческой деятельности; способы учета и классификации объектов внешней и внутренней сред предприятия; формы и методы взаимодействия предприятия с внешней средой; подходы к постановке целей и формированию рациональных управленческих решений, базирующихся на формализованных моделях хозяйственной деятельности предприятий".

Важно, чтобы приведенные во введении формулировки научной актуальности соответствовали выводам, сделанным в первой главе и, конечно, общим выводам по работе.

После обоснования актуальности формулируются цель и задачи работы. Цель работы, как правило, соответствует названию работы и предмету исследования. Достаточно часто формулировка цели начинается со слова "разработка..." (например, "разработка организационно-методического обеспечения процесса формирования..."). Цель должна быть одна. Переход от цели к задачам идет через фразу: "В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи..." Задачи (5-7 пунктов) должны соответствовать параграфам работы по формулировке и содержанию. Цели и задачи формулируются в настоящем времени. Работа должна включать теоретико-методические ("исследовано....", "уточнено...", "выявлено...", "разработана...", "предложена...", "проведен анализ..." и др.) и прикладные задачи. Важно, чтобы цель и задачи работы ставились исходя из реально имеющих место проблем, а не из-за некомпетентности автора.

            После изложения задач четко определяется предмет исследования ("что конкретно изучается?"). Предмет, как правило, формулируется одной фразой (например, "процесс функционирования системы контроллинга на предприятии").

Далее обзорно, по группам указываются основные источники информации, использованные при написании работы. Их перечень достаточно стандартен:

труды отечественных и зарубежных ученых по теме работы; справочно-информационные и энциклопедические материалы; нормативные документы; материалы научно-практических конференций; ресурсы сети Internet; сведения статистической и бухгалтерской отчетности предприятия (организации); отчеты специализированных маркетинговых агентств (в том числе, электронные базы данных).

Полезно отдельно остановиться на новизне работы. Различают научную, методическую и практическую новизну. Для хорошего дипломного проекта вполне достаточно методической ("предложены новые пути решения проблемы") и практической ("проведена апробация на новом объекте") новизны.

Далее формулируется практическая значимость работы, т.е. дается четкий ответ на вопрос: "Для чего могут быть использованы результаты работы?". Например:

Научные принципы и подходы, изложенные в проекте (работе), могут быть использованы при формировании и функционировании систем управления на промышленных предприятиях (организациях).  Организационную модель управления и формально-логическую модель хозяйственной деятельности целесообразно использовать при разработке программы развития предприятия, регулировании параметров основных бизнес-процессов. Предложенные рекомендации дают возможность повысить конкурентоспособность предприятия, стабилизировать и улучшить его финансово-экономическое состояние за счет принятия адекватных управленческих решений.

            И, наконец, обязательно приводиться информация о результатах апробации работы и/или данные о внедрении (практическом использовании). В отличии от предыдущего пункта, характеризующего потенциальную применимость, здесь приводятся данные о реальном использовании. К апробации также относятся выступления, доклады на различных конференциях с указанием места проведения (города) и года выступления.

 

 

Как написать литературный обзор (теоретическую главу)?

Обычно первая глава состоит из трех параграфов и резюме (выводов).

Пример структуры первой главы

1. Конроллинг как инструмент эффективного управления компанией

1.1. Сущность, задачи и функции контроллинга.

/прим. на основе литературных источников/.

1.2. Взаимосвязь контроллинга с другими функциями и инструментами управления компанией.

/прим. на основе литературных источников/.

1.3. Методические принципы и подходы к формированию системы контроллинга компании.

/прим. на основе литературных источников + собственные идеи/.

Резюме

Чрезмерное дробление параграфов на подпараграфы и введение сложной нумерации (типа 1.2.1.3.5.) не приветствуется. Названия параграфов должны соответствовать названию главы. Важно последовательно,  логично раскрывать теоретические аспекты темы.

Основные задачи литературного обзора (теоретической части) - раскрыть степень научной разработанности различных проблем, связанных с предметом исследования, сравнить альтернативные точки зрения, сформулировать собственную позицию. Важно соблюсти соответствие между содержанием главы и профилем специальности.

Первоначально должен быть дан четкий ответ на вопрос: "Что сделано до меня в рамках предмета исследования? Какие существуют противоречия?" И только потом, как вывод из проведенного исследования, необходимо сформулировать ответ на вопрос: "Что еще не сделано? Какие аспекты проблемы остались не раскрытыми в теоретическом плане? Что необходимо сделать?"

Литературный обзор - это не переписывание литературных и прочих источников, а их анализ, сопоставление позиций различных авторов. Обязательна корректная расстановка ссылок, точное указание фамилий и инициалов ученых, использование как отечественных, так и зарубежных (переводных) источников. Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме, а не подгоняться под желаемый результат.

Используются стандартные лингвистические конструкции (типовые фразы):

"... Так, Ф.Котлер, отмечает, что.... " или "... Ф.Котлер утверждает, что..."

"... Следует отметить также книгу "Семь нот менеджмента" [**], в которой... "

"... Раскрывая содержание понятия "контроллинг", Э.Майер [**] делает акцент на... "

"... По мнению П.Друкера [**] основной задачей современного менеджмента является..."

"...М.Хаммер [**] выдвинул предположение о ...." или "... М.Хаммером [**] сформулирована гипотеза о ..."

"... В отличие от А.Д.Шеремета [**], М.И.Баканов [**] утверждает, что..."

"... Следует согласиться с мнением С.В.Рубцова [**] по поводу трактовки функций..."

"... Сопоставление позиций М.В.Иванова [***] и С.В.Петрова [**] позволяет сделать вывод об отсутствии единой трактовки..."

"... По-видимому, именно И.Ансоффу [**] впервые удалось..."

"... Мнению И.Ансоффа [**] противоречит позиция А.Чандлера [**]..."

"... И.И.Иванов в своей работе "Особенности российского документооборота" [**] связывает функцию ... с функцией..." и т.д. и т.п.

Дословная цитата оформляется в кавычки, а в ссылке указывается не только номер источника, но и страница. Например, "........." [2, с. 3-4]. Длинные цитаты не приветствуются. Обязательно дословное цитирование авторских определений с указанием страницы и номера источника.

            Если нет дословного цитирования, а идет просто пересказ или описание какого-либо ученого, то в ссылке можно указать только номер источника. Большие справочные материалы выносятся в приложение.

            Допускается использование номеров нескольких источников в общих квадратных скобках. Например: "Проблемы управления предприятием рассмотрены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых М.И.Круглова, В.С.Ефремова, О.С.Виханского, Ф.Тейлора, А.Файоля, П.Сенге [2, 3-5, 8, 12, 14, 16 и др.]"

            Собственные оценки даются в обезличенной форме, без местоимения "я". Например: "Следует согласиться, с мнением...".

В отдельных случаях, фраза может включать конструкцию типа "По мнению автора настоящей работы...".

Допускается построение фразы с местоимений "мы", "нашему". Например: "По нашему мнению, наиболее полно функции системы управления раскрыты в трудах ..." или "Мы полагаем, что...".

Никогда мнения различных авторов не сравниваются по схемам "лучше - хуже", "прав - не прав".

Необходимо постараться избежать обезличенных ссылок (типа "...общеизвестно, что...", "принято предположение о том, что..."), слов-паразитов (типа "очевидно").

Желательно не допускать: 1) чрезмерно помпезных фраз (типа "... наилучший результат...", "...сверхбыстрый процесс..."); 2) "детских" фраз (типа "особенно приятно...", "... нам нравится..."); 3) жестких и однозначных фраз (типа "... единственно верное решение", "...однозначно...", "указанная закономерность всегда справедлива...").

Фразы должны быть разумно дипломатичными, допускать наличие других трактовок, наличие исключений (например, "...приведенное определение верно для целого ряда случаев..." или "рассматриваемый процесс включает множество этапов, в том числе..." или "приведем только основные характеристики процесса...").

Обычно литературный обзор строится по схеме "от общего к частному", т.е. вначале рассматриваются самые общие понятия (например, "что такое контроллинг?"), затем уточняются отдельные аспекты (например, "содержание функций контроллинга") и т.д. Изложение должно быть строго ориентировано на предмет исследования и не отклоняться от него. Предмет исследования соответствует названию работы (проекта).

Если какие-то ключевые понятия работы имеют множество определений (толкований), то желательно в литературном обзоре показать какое из приведенных определений принято за основу и аргументировать такой выбор. Этим реализуется одна из важнейших задач теоретической части - ликвидировать терминологические разночтения.

Допускается и поощряется разумное использование таблиц, схем и собственных классификаций. Предложенная авторам систематизация ранее разрозненных понятий (явлений, фактов, функций, процессов и т.д.) украшает работу.

Все положения, вынесенные в резюме, должны найти отражение и развитие в других главах работы (проекта). Особенно это относиться к выводам о недостаточной разработанности тех или иных вопросов ("все неразработанное должно быть разработано автором проекта"). Резюме формулирует теоретические и методические задачи для последующих глав. Выводы пишутся содержательно, а не декларативно.

Обычно, по мере написания работы и обсуждений с руководителем, литературный обзор неоднократно переделывается.

 

 

Как написать вторую главу (анализ объекта исследования)?

Вторая глава, как правило, также состоит из трех параграфов и резюме (выводов).

Пример структуры второй главы

2. Анализ основных тенденций развития услуг страхования на современном этапе (на примере компании...).

2.1. Особенности функционирования рынка услуг страхования. Внешняя среда страховых компаний.

2.2. Анализ основных показателей деятельности и бизнес-процессов, реализуемых страховой компанией.

2.3. Анализ реализации функций системы контроллинга в страховой компании.

Резюме

            Основная задача второй главы - привести результаты анализа различных сторон деятельности объекта исследования (предприятия, организации, компании, банка, объединения и др.) в контексте предмета исследования. Необходимо дать четкий ответ на вопрос: "Какие аспекты деятельности объекта исследования не достаточно разработаны? Что необходимо сделать (внедрить, улучшить, сократить и т.д.) для повышения эффективности функционирования объекта исследования?"

            Требования по оформлению цитат, ссылок, построению фраз аналогичны требованиям первой главы. Особенно важно указывать ссылки на числовую информацию, экспертные оценки. Графики обязательно должны сопровождаться соответствующими таблицами исходных данных.

Приветствуется конкретность, логичность изложения. Здесь уже нет места разнообразию оценок. Приводятся фактические данные (по возможности в динамике) и на их основе делаются обоснованные, аргументированные выводы. Важно характеризовать ситуацию на объект "как есть", а не "как хотелось бы" или "как должно быть".

Глава, как правило, строиться по схеме "от общего к частному". Первоначально характеризуется внешняя среда объекта (дается обзор рынка или отрасли), затем - объекта в целом, далее - отдельные аспекты функционировании объекта, важные с позиций формулировки темы работы. Глава имеет ярко выраженный аналитический, а не описательный характер. Фактически вторая глава формируется на основе данных, полученных на предприятии (организации) во время прохождения преддипломной практики и дополняется информацией из других источников (журналов, газет). Отчет по преддипломной практике - это прообраз второй главы дипломной работы.

            Основная цель резюме в данной главе - сформулировать практические задачи, решение которых будет приведено в третьей главе. Выводы, сформулированные в резюме, не повторяют факты, а комментируют, трактуют их.

 

Как написать третью главу?

Третья глава, как правило, состоит из 3-4 параграфов и резюме (выводов).

Пример структуры третьей главы

3. Разработка и реализация элементов системы контроллинга на примере страховой компании...

3.1. Формирование целевых функций и элементов системы контроллинга

3.2. Математическое моделирование и прогнозирование динамики ключевых бизнес-процессов компании…

3.3. Организационное обеспечение функционирования системы контроллинга компании.

3.4. Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий

Резюме

            Третья глава самая важная. Все написанное ранее - это только база для дальнейшей, уже самостоятельной работы. Следует обратить внимание, на строгую логическую структуру работы в целом: 1) первая глава формирует фундамент теоретических, методических разработок; 2) вторая глава - создает основу для практических, прикладных предложений и внедрения результатов. Все обозначенные ранее проблемы должны найти отражение в третьей главе. Важно аргументировано доказать, что предложенные автором меры дадут или уже дали положительный эффект. Желательно показать, чем и по какому критерию новые разработки лучше старых.

            Конкретное содержание третьей главы полностью определяется спецификой темы работы и особенностями объекта исследования. Как правило, в ней приводятся предложенные автором новые методические ("как и в какой последовательности делать?"), организационные ("кто? когда?"), технологические или какие-либо иные разработки. Важно, чтобы в одном из завершающих параграфов были отражены результаты апробации предложенных разработок, дана их оценка.

            Третья глава раскрывает "изюминки" работы, позволяет показать отличия данной конкретной работы от ранее выполненных. Самая распространенная ошибка заключается в том, что за новое выдается уже известное, но не оказавшееся в поле зрения автора.

            В частности, в третьей главе могут быть предложены и реализованы:

-       новый или усовершенствованный (адаптированный) метод решения известной задачи (проблемы);

-        новое применение известного решения или метода;

-        новые результаты практических исследований (экспериментов), их следствия;

-        новые или усовершенствованные (адаптированные) критерии, показатели, индикаторы;

-        разработка оригинальных математических, организационных или формально-логических моделей процессов, явлений, объектов;

-        новые способы сбора и обработки информации и т.д. и т.п.

Важно сразу позаботиться о наличии графического и табличного материала для вынесения его в последствии на плакаты. Все "изюминки" работы должны быть на плакатах.

В резюме по третьей главе кратко, емко формулируются основные предложения автора ("что предложено?", "что сделано?"), комментируются результаты апробации.

 

Как написать заключение?

В заключении приводятся содержательные выводы и рекомендации по всей работе. Фактически в заключение собираются, обобщаются резюме по главам. Важно, чтобы в выводах и рекомендациях нашли отражение все сформулированные во введении задачи.

Используются стандартные лингвистические конструкции (типовые фразы):

"...развитие ... играет решающую роль в ...".

"....достижение эффективного развития ... невозможно без разработки..."

"...в результате изучения классических научных подходов ... предложена ..., основанная на результатах анализа..."

"...путем адаптации ... к ... разработаны методические подходы к формированию ..."

"...на основе анализа ... сделан вывод о том, что в условиях ... наиболее действенным механизмом ... может стать..."

"...проведена апробация предложенного методического обеспечения... на примере ... На основе выполненного анализа сделан вывод о том, что ..."

"...в результате ... анализа состояния ... определено, что на протяжении периода ... произошел ...., сформировавший устойчивую тенденцию к ..."  

"...детальный анализ ... данных о состоянии ... позволил сделать вывод о том, что ... Причинами такой ситуации является ... Сделан вывод о  необходимости целенаправленной поддержки ..."

"...разработан механизм ... на основе..."

"...предложен ряд вариантов ....,  что позволит..."

"...предложена стратегия достижения  ... за счет следующих факторов..."

"...разработаны основные организационно-экономические положения и этапы ... программы по развитию ..., которая является основой для осуществления ..." и т.д. и т.п.

            В завершении можно дать одной фразой общий вывод по итогам всей работы. Например:

Основной результат проведенного исследования заключается в разработке комплекса положений, которые можно использовать в качестве базовых элементов системы контроллинга страховой компании.

 

Вслед за заключением следует список использованных источников и приложения.

 

 

.

(e-mail: svsuhov@yandex.ru)

Hosted by uCoz